Секреты съемки на пленочный фотоаппарат

7 июля 2017
19248
3

Пленке предрекали скорую гибель после появления цифры, это было много лет назад. Но к счастью любители «аналоговой» съемки сохранили традиции, и постепенно к ним присоединились и те фотографы, которые начинали свой путь с цифровой. Несмотря на сложность и дороговизну такой фотографии, есть в ней какой-то особенный шарм и душевность. А процесс проявления схож с волшебством, когда на белой бумаге постепенно проявляются картинки, а результат всегда неизвестен до момента полного высыхания снимка.

Содержание статьи:

С постепенной популяризацией пленочных фотоаппаратов стал расти градус возмущения и споров между фанатами обеих систем. «Цифровики» приводили десятки доводов в пользу современных технологий, а их оппоненты защищали традиции и качество съемки на пленку. Главным аргументом в защиту аналоговой фотографии является уникальность и неповторимость каждого снимка. Чем же так примечательна пленка и что так захватывает фотографов, использующих ее?


Вы все еще хотите снимать на пленку?

Тем фотографам, которые начинали снимать на цифровой фотоаппарат, будет очень сложно с пленкой. Если вы хотите понять, нужно ли вам переходить на такой тип носителя, проведите эксперимент. Возьмите маленькую карту памяти или ограничьте себе съемку определенным количество кадров, отключите дисплей. Снимайте все фотографии, глядя только в видоискатель, и только на ручном режиме настроек.

Попробуйте отснять каждый момент с 1 раза, без пристрелочных кадров. А полученный материал посмотрите только после полного цикла съемки. Сможете и вы напечатать эти снимки без постобработки и отдать клиентам. Если нет, то вам требуется тренировка и получение навыков работы именно с пленкой.


Почему нужно снимать на пленку?

У цифровой и аналоговой фотографии есть свои особенности и несомненные преимущества. Пленка дает ощущение волшебства и позволяет в полной мере осознать влияние на итоговый результат параметров ISO, экспозиции, диафрагмы и баланса белого. Какие же преимущества имеет такой тип съемки:

Психологический аспект

Уникальность и неповторимость каждого кадра, сложность подбора параметров к каждому моменту, а еще принадлежность к определенному уровню фотографов – опытных и знающих. А довольный мастер создает великие шедевры.



Ограниченное число кадров

Каждый кадр имеет ценность, несравнимо большую, чем при съемках на «цифру». Такой подход заставляет относиться к своей работе бережно и ответственно, тщательно подбирать все параметры, вырабатывать дисциплину и терпение.

Изображения получаются более теплыми, мягкими и приятными глазу. Цифровые снимки получаются более четкими и резкими, но менее «душевными».

Нет проблем с зарядкой

Старые пленочные фотоаппараты лишены проблемы зарядки аккумуляторов, механическая съемка не требует электроэнергии.

  • Корпус и весь функционал камеры весьма прочные и простые в ремонте и обслуживании, реже ломаются и служат гораздо дольше.

Стандарты

Объективы и другие аксессуары для современных камер отлично подходят и для пленочных, крепления стандартные.

Проявка

Проявлять пленку можно в домашних условиях или отнести ее в фотоателье. Там же можно распечатать фотографию на бумагу в любом формате, если сложно делать это дома.

  • Пленочная фотография – художественный вид съемки, мало предназначенный для коммерческих целей. Да и для мероприятий, типа свадьбы, корпоратива или детских праздников, и съемок в условиях недостаточной освещенности лучше выбрать цифру. А пленку оставить для размеренной работы на природе или в студии, для портретов или натюрмортов.


Почему не стоит снимать на пленку?

Если подробно описывать достоинства, то нужно обязательно коснуться и недостатков, коих тоже немало. Если бы их не было, то и изобретать цифровые фотоаппараты не было нужды, они бы никогда не появились. Почему же в некоторых ситуациях лучше обратить внимание на современную технику?

  • «Фотограф, снимающий на Polaroid, моргает за свой счет» - отличная фраза, полностью отражающая суть аналоговой съемки.

Цена расходников "кусается"

Стоимость 1 снимка на порядок выше, ведь сюда включена цена пленка, реагентов и материала, затраченного времени. Само пленочное оборудование стоит дешевле, но требует постоянных затрат на расходники, в то время как цифровым фотоаппаратом можно снимать на 1 карту памяти много лет, просто удаляя или скидывая информацию.

Ограниченность маневров

Скорость съемки на пленку не позволяет работать с быстро движущимися объектами, в условиях слишком яркого солнца, и наоборот в плохо освещенных помещениях.

Затвор пленочного фотоаппарата срабатывает немного медленнее цифры, требуется подготовка к каждому кадру – для съемки свадеб потребуется недюжий опыт и годами наработанное мастерство, чтобы не пустить ни один важный момент.

Мало кадров...

Ограниченность в количестве кадров, если с карты памяти можно быстренько скинуть информацию на ПК и продолжить съемки, то пленка даст сделать ровно столько фотографий, сколько катушек вы взяли с собой.

Экспонирование на откуп интуиции

Ручной фокус и отсутствие дисплея для корректировки настроек в реальном времени потребуют от фотографа долгой тренировки, чтобы на глаз определить исходный результат. Нет так любимой современными мастерами гистограммы, недоэкспонированные снимки проявятся только при печати.

Риски засвета пленки, конечно карта памяти может дать сбой, информация тоже имеет свойство портиться и теряться, но есть резервные копии и дистанционная передача данных. А пленка в неопытных руках – большая вероятность потерять уникальную информацию навсегда.

Упущенные моменты...

Невозможность просмотра изображения в процессе работы, пока этой функции не было, все работали на одних условиях, переснять неполучившийся кадр было достаточно сложно. Сегодня же приверженцы технологий ставят этот пункт во главе в споре с любителями пленки. Если упущен момент, а кадр по каким-то причинам не получился, то сделать уже ничего нельзя.



Постобработка затруднена

99% фотографов делают постобработку своих цифровых фотографий, используя для этого специальные программы. Они могут выровнять тон лица, поправить цвет, добавить эффекты и еще много чего. Пленочные фотографии сначала нужно отсканировать, чтобы произвести обработку, что сильно замедляет процесс и снижает качество изображений.

Неширокий ассортимент плёнки

Последний пункт – скорее неудобство, чем существенный недостаток. Расходники приходится заказывать или выбирать из того, что предлагают специализированные магазины. Ассортимент пленки не так велик, как хотелось бы, ее производят гораздо меньше, чем 20 лет назад, и спрашивают значительно реже. И продавцам становится невыгодно поддерживать предложение на должном уровне.

  • Предварительное резюме:
    Пленочные фотоаппараты доставляют своим владельцам ряд неудобств, но часто удовольствие от процесса съемки значительно сильнее недостатков. В противном случае, пленка уже давно бы ушла в историю, как это сделали компьютерные дискеты, модемы для телефонных линий, а теперь и компакт-диски.


Формат и тип пленки

На данный момент остались всего 3 формата пленки: узкий, средний и широкий, отличаются они шириной, для каждого типа фотоаппаратов подходит свой вариант. Рассмотрим каждый подробнее:

  • Узкий формат, еще называется «тип 135» - самый распространенный на сегодняшний день вид пленки. Представляет собой кассеты, в которых рулончик разделен на кадры размером 24 х 36 мм, а по краю имеется перфорация. Бывает и вариант без разделения, когда пленка идет в рулоне для самостоятельной фасовки в кассеты. Взять можно 36, 24 или 12 кадров.

  • Еще один формат – пленка средней ширины, рольфильм, или 120. Она имеет ширину 56 мм и фиксированную длину, при размере кадра 42,5 на 56 мм на 1 рулоне помещаются 16 кадров, при 56 на 56 мм – 12 фотографий, а при 56 на 70 мм – всего 10 снимков. Для защиты материала от света, на пленке имеется бумага, которая позволяет даже новичкам легко устанавливать ее в камеру.
Среднеформатные фотоаппараты принимают еще и пленку 220, то есть длиной в 2 раза больше, ее сложно купить в магазинах.
  • Самый редкий и непопулярный формат – широкий, представляет собой листы пленки размером 90 на 120 мм или 130 на 180 мм. Она крепится только во полной темноте на специальные держатели по 2 кадра максимум, работать с ней достаточно сложно.

Кроме формата пленка еще имеет вид и показатель чувствительности, или ISO. На коробке указывается цифра, которая соответствует стандартам фотографии, 50, 100, 200, 400 и так далее. Для съемки в студии, лучше взять 50 или 100, для улицы тоже больших значений не требуется. В помещении с недостаточной освещенности выбирайте пленку с ISO от 200. Высокая чувствительность добавляет фотографии зернистость, что часто привлекает фотографов и используется, как художественный эффект.

По виду пленки могут быть черно-белые, цветные, которые в свою очередь делятся по толщине, тональности, контрастности, зернистости и другим параметрам. Каждый вариант имеет своих поклонников и используется для создания определенных эффектов, предпочтения выстраиваются на собственном опыте под художественные задачи.

Хранить непроявленную пленку нужно в холодном месте, идеальный вариант – пластиковый короб в холодильнике, в аэропорту или на вокзале под сканирующими устройствами есть риск порчи отснятого материала, старайтесь до переезда ее проявить или переносить в карманах или ручной клади.


Настройки фотоаппаратов

Процесс съемки на пленочный фотоаппарат напоминает настройку точной лабораторной техники: нужно учитывать все параметры и точно знать, что делать. Для начала следует привести камеру в режим готовности, перевести ручку в рабочее положение и по видоискателю определить границы кадра, положение объектов и расстояние до них. С помощью точки наводки определить резкость и навести фокус таким образом, чтобы все нужные детали были в зоне ГРИП. В процессе настройки выбирается максимальное значения открытия диафрагмы, необходимое для данного случая.

Сложность пленочной съемки заключается в выборе экспозиции на глаз, по положению солнца и общей освещённости снимаемых объектов. С опытом придет и понимания, как должно быть для получения нужного результата. Сначала процент качественных снимков будет невысок и только практикой и постоянными съемками его можно поднять.

Специалисты говорят, что достичь показателя в 80% качественных снимков – это большая удача и огромный труд!


Проявка фотографии, сканирование

Подобрать параметры и нажать на кнопку затвора – не значит, получить готовую фотографию, нужно еще проявить ее и напечатать. Можно сдать катушку в фотоателье и просто забрать снимки, а можно сделать это своими руками. Весь процесс состоит из проявки, закрепления, промывки и сушки, который занимает несколько часов и должен производиться в специальном помещении с хорошей вентиляцией и возможностью полностью исключить попадание солнечного света.

В процессе вам понадобятся: раствор для проявления, стоп-раствор для остановки реакции, дистиллированная вода и закрепитель, специальный бачок для крепления пленки, и емкость, куда заливается раствор. Руки и одежду лучше защитить перчатками и фартуком, реагенты не токсичные, но частое попадание их на кожу может вызвать неприятные ощущения.

В полной темноте пленка достается из кассеты, помещается в бачок в крепления, заливаются проявителем и оставляется на время, указанное в инструкции. Через 1-2 минуты пленку следует прокручивать по часовой стрелке, чтобы раствор равномерно покрывал всю поверхность.

По прошествии времени сливается проявитель, а в бак заливается стоп-раствор, останавливающий проходящую реакцию, его потом заменяют на закрепитель, выдерживают нужно время и тоже сливают. Фотография готова и уже не боится солнечного света, осталось только промыть ее в дистиллированной воде и тщательно просушить. А дальше уже можно производить сканирование, печатать полученные изображения или хранить пленки в таком виде – уже на ваше усмотрение.



Сложность процесса проявки заключается в единственном шансе на получение нужного результата, любая ошибка в пропорциях химикатов, установки времени и других мелочах – пленка будет непоправимо испорчена.


Подводя итоги

Пленочная фотография нескоро уйдет на заслуженный покой, качество получаемых снимков и их художественность еще долгие годы будет привлекать фотографов. Несмотря на сложность проявки и печати, стоимость кадра и скорость самого процесса съемки, в художественном плане аналогов пока не изобрели, цифровая фотография значительно уступает пленке.

Современные фотографы имеют в своем арсенале оба вида камер и используют их в работе: для коммерческих съемок цифру, а для души и пополнения портфолио – пленочные фотоаппараты.

Комментарии

VerifyCode
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Сергей Гера | 21 ноября 2020 | 17:40

современные цифровые матрицы сами подстраиваются под освещённость и поэтому изначально имеют фотографическую широту выше, чем у плёнки. Программные средства позволяют полностью сымитировать любую цветовую картину. Поэтому все рассуждения о какой-либо большей "художественности" плёночной съёмки имеют основой обычное неумение владеть цифровыми методами обработки изображения и напоминают любителей слушания музыки с аналоговых носителей. Защита плёночной фотографии не более, чем обычное ретроградство, консерватизм.

Дима | 26 августа 2020 | 17:28

Полезная и интересная статья. Я любитель, снимаю на цифру, хотел бы попробовать поснимать на плёнку и мне вот интересно узнать возможна ли съёмка с синхронизацией по второй шторке на плёночные фотоаппараты типа Зенитов "В", "Е", ФЭДы, Смены и т.д.? И если возможно, то как?

Дмитрий | 24 февраля 2018 | 14:01

Хорошая статья, но, мне кажется, она может отпугнуть желающих вернуться на пленку. Да и, на самом деле, многие недостатки надуманные. Что касается ограничения числа кадров, то это скорее плюс. Очень многие мои друзья, снимающие на цифрозеркалку, привозят из отпуска по 5-10 тысяч кадров, которые благополучно теряются в недрах винчестера, и скорее всего исчезнут при смене очередного ноутбука. Я же привожу из отпуска 3 катушечки по 35-38 кадров, каждый из которых продуман и общее число кадров оптимально для просмотра. Бред и съемку внутри помещений можно снимать на вторую камеру - ей вполне может быть современный смартфон. Что касается гистограммы, не уверен, что ее смотрят каждый кадр. По поводу экспозиции, простейших TTL-экспонометров (в том же Зенит-122) вполне хватит, чтобы не ошибиться с экспозицией даже на слайд 50ISO.